История прихода

Храм Знамения Пресвятой Богородицы с. ЧеркасскоеВольского района Саратовской области

Село Черкасское (в старину Камышлейка, Камышловка) Черкасской Волости Саратовской губернии. Село называлось также Знаменским, по своему храмовому празднику. Поселение это было пожаловано Екатериной II князю Черкасскому, пригласившему селиться здесь волжских вольных людей и к нему «шли со всех губерний, даже из Сибири; многие в селе до сих пор называются и сейчас «Сибиряковыми». От князя Черкасского село перешло к по родству к графам Шереметевым, а потом к графу Разумовскому и , наконец, к графу Сергею Семеновичу Уварову (Сергей Семенович был женат на одной из владелиц села, Екатерине Алексеевне Разумовской).

 

Граф Сергей Семенович Уваров

Село лежало на речке Камышлейке по левую сторону тракта из села Донгуз в город Вольск. Население села составляли владельческие крестьяне. К середине XIX века в селе, кроме церкви, была больница, винокуренный завод и 4 ветряные мельницы. Существовали базары по четвергам и две ярмарки в год в мае и сентябре (на Вознесение и на Воздвижение). Село насчитывало 767 дворов с населением 5,5 тысяч человек. По данным оценочно-статистического отделения Саратовской губернии Земской Управы на 1913 год Черкасское — волостное село, населенное дарственными крестьянами, бывшими графа Уварова. В селе имелись одна православная церковь, два молельных дома (село считалось как «наполовину раскольническое. Раскол был занесен сюда в первые годы заселения здешней местности.

По приглашению первого владельца князя Черкасского сюда стекались с разных сторон люди или недовольные своим экономическим бытом, общественным положением, семейными или другими какими обстоятельствами, или же искавшие свободного отправления своей так называемой «старой веры», которая преследовалась органами светской и духовной властями»), одна церковно-приходская школа, две министерских школы, больница на 20 коек, ветеринарный пункт, почтовая контора. Число хозяйств (дворов) составляло 1511 с приписным населением в 7064 души и 499 душ постороннего населения. Каменная церковь с каменной же колокольней построена в селе Черкасском в 1827г. взамен старой, деревянной, на средства местного помещика, представителя древнего дворянского рода, действительного тайного советника Сергея Семеновича Уварова (1786-1855), крестника Екатерины II, президента Российской Академии наук (1818-1855), директора депертамента мануфактур и внутренней торговли Министерства Внутренних дел, будущего Министра Народного Просвещения (1833-1846), одного из образованнейших людей своего времени, поэта, ученого, члена литературного кружка «Арзамас» и друга В.А. Жуковского. Именно С.С. Уваров в докладе от 19.11.1833г. императору Николаю I сформулировал естественно-исторический закон России: «собственными началами России являются Православие, Самодержавие, Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться в жизнь». За заслуги перед Отечеством С.С. Уваров в 1864 году был возведен в графское достоинство. Кавалер многих орденов империи. Собиратель документов по истории России.

Существующая легенда о строительстве С.С. Уваровым церкви по обету, если его сын, участник Бородинского сражения, вернется живым и здоровым с войны с французами, не выдерживает никакой критики, так как Сергей Семенович Уваров, женился на графине Разумовской после 1810 года, а его сын, граф Алексей Сергеевич Уваров, известный археолог, учредитель археологических съездов в России, создатель исторического музея в Москве, родился только в 1825 году, и ни в каких войнах с французами участвовать, естественно, не мог. Церковь выстроена на месте старой деревянной церкви в селе. Поскольку в Знаменской церкви хранились копии метрических книг с 1793 года и исповедальные книги с 1797 года, то можно предположить, что первоначальная, деревянная церковь была построена не позже 1793 года. Каменный пятиглавый с колоннами Знаменский храм «с таковой же колокольней», был выстроен в господствовавшем тогда стиле русского классицизма, в 1827 году посреди села «с приличным деревянным строением, крытым тесом, за исключением немногих домов, крытых соломой… В 200 саженях.от храма, через Камышлейку, на западной стороне села, лежит господский (графа Уварова) деревянный дом, окруженный рощей и небольшим фруктовым садом». Храм был теплым и крепким, и был довольно обширным. «Настоящий храм от трапезы был отделен аркой… Иконостасы в храме расположены по прямой линии. Главный иконостас простирается до верху и состоит из икон двух неодинаковых по времени и достоинству работ. Иконы нижнего яруса хорошей академической работы, заказаны были графом Уваровым в Петербурге. Верхний ярус икон писан после и не имеет того достоинства. В приделах Косьмы и Дамиана и Вознесения иконостасы невысокие и уставлены иконами также хорошей академической работы. Прочие иконы, уставленные на стенах арки и других местах, взяты из старой церкви и не имеют по работе особого значения». Престолов в храме было три: в настоящей церкви в честь Знамения Божия Матери, в правом приделе — во имя Святых Чудотворцев и Безсребренников Косьмы и Дамиана и в левом приделе во имя Вознесения Господня. Рядом была возведена каменная строжка.

 

1914 год. Молебен перед отправкой на фронт

Село было большое, четыре с половиной версты в длину и 200 саженей в ширину, поэтому причт церкви был двухштатным и состоял из настоятеля и священника, диакона и двух псаломщиков. Диаконское место с разрешения епархиального начальства после 1895г. Поначалу священник 1 штата проживал на общественной квартире, а у остального духовенства ни собственных, ни общественных квартир на было, жилье они снимали. К началу XX века священники проживали в своих домах на общественной земле, у диакона и псаломщиков домов не было. Содержание причту было положено от казны и составляло 144 рубля для первого священника,  рублей для второго и по 47 рублей 4 копейки для псаломщиков. У церкви был надел пахотной и сенокосной земли в 66 десятин на все духовенство, которым они владели сами. Церковно-приходское попечительство было открыто в 1876 году с целью поддержания певчего хора, состоящего из 15 крестьянских мальчиков, учеников приходского училища.

Мальчики церковного хора

По дореволюционным сведениям в селе в конце 1870-х годов была выстроена часовня по проекту саратовского архитектора С.Ф. Езеровского (1837-после 1899), но клировыми ведомостями Знаменского храма села Черкасское этот факт не подтверждается. В «Справочной книге Саратовской епархии…» упоминается приписная часовня в деревне Камышовке, расположенной в 10 верстах от села и входящая в приход Знаменской церкви села, возможно, речь идет именно об этой часовне. При церкви были церковно-приходская женская одноклассная школа в селе на 25 учениц, открытая в 1891/1892 учебном году и помещавшаяся в наемном доме, вторая церковно-приходская школа, открытая 1 марта 1900 года, была в деревне Камышовке. В 1872 году в селе была открыта и земская школа, в 1876 году преобразованная в двухклассное училище Министерства Народного Просвещения с тремя учителями и законоучителем, настоятелем церкви.

Ученики земской школы

Для училища рядом с храмом был выстроен просторный деревянный дом. Такой же дом для квартир учителей стоял рядом. В училище обучались до 50 мальчиков. Кроме наук, им преподавались токарное и слесарное дело. К приходу храма были приписаны уже две министерские школы. В приходе церкви на 1889 год числилось 744 двора с 4456 православными прихожанами, из которых 2175 душ мужского пола и 2281 душа женского. Согласно «Кратким сведениям о церквях Саратовской епархии…» в 1895 году «В приходе сей церкви в с. Черкасском статских 8 дворов, 15 душ мужского пёёола, 18 душ женского пола, военных 63 двора, 266 душ мужского пола, 305 душ женского пола; крестьян собственников 859 дворов, 1771 душа мужского пола, 1895 душ женского пола; мещан 3 двора, 6 душ мужского пола, 40 душ женского пола», в деревне Камышовке (в 10 верстах): 158 дворов, 829 прихожан; в деревне Усовке (в 10 верстах): 37 дворов, 268 прихожан. В приходе церкви на 1908 год числилось 760 дворов с 3951 прихожанином, из которых 1925 душ мужского пола и 2026 душ женского. Среди прихожан были и статские люди, и военные, и мещане, но большая часть прихожан, конечно, крестьяне. На 1912 год числилось 782 двора с 4129 православными прихожанами, из которых 2038 душ мужского пола и 2091 душа женского. В приходе церкви был один двор иноверцев (4 чел.) и дворы раскольников: 271 двор поповцев (1687 чел.) и 104 двора безпоповцев (597 чел.) Крестьяне села занимались не только хлебопашеством, но и в сильной степени занимались промышленной деятельностью. В селе были кожевенные, красильные, овчинные заводы, два кирпичных. Среди крестьян было много предприимчивых людей: сапожников, овчинников, кожевников, шорников, валяльщиков, гуртовщиков, приказчиков, торговцев разного рода. Среди селян были и немногочисленные купцы.

После октябрьского переворота церковь оставалась действующей до 1929 года.

 

20-г.  XX века. Храм еще действует.

Закрыли ее в начале 30-х годов, использовали как склад. Затем здание было заброшено и частично разрушено.

Храм в 50-60-е годы. Использовался как складское помещение.

Заброшенный храм. 80-е годы. Неужели такое могло быть?

Весной 1993г. храм передали верующим. Назначенный настоятелем храма отец Александр Каляев сказал тогда: «Если удастся в течение лета покрыть здание церкви, к зиме начнутся службы». Так и случилось. 10 декабря 1993г. храм был освящен иерейским чином благочинным Центрального округа Саратовской епархии протоиереем Николаем Земцовым.

 

Восстановительные работы

С середины 1997 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы, проводившиеся военными строителями Военно-Строительного управления под руководством генерала В. Якимкина. Один их сельчан принес в дар небольшой колокол. Жертвовали жители села Черкасское и святые образа, по утверждению старожилов, находившиеся когда-то в храме.

просмотры (877)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *